Лекция Шримад Бхагаватам 2015.03.22 -- тезисы
2015.03.22
Одна из лекций, которую я прочитал в местной ятре ИСККОН.
Читаем текст:
О мудрец, люди, которые из-за совершенных ими грехов утратили вкус к повествованиям о Трансцендентном и потому не могут понять цели «Махабхараты» [«Бхагавад-гиты»], вызывают жалость у тех, кто сам достоин сожаления. Я тоже скорблю о них, ибо вижу, как вечное время поглощает их жизни, пока они предаются философским размышлениям, строят догадки о высшей цели жизни и совершают всевозможные обряды. — ШБ 3.5.14
Фантастика
Раньше я очень любил читать фантастику. Существует целая индустрия фантастической литературы, в любом книжном магазине можно увидеть целые ряды стеллажей, заставленные чьими-то фантазиями. Меня привлекала фантастическая литература по двум причинам:
- Она даёт возможность в своём уме почуствовать то, что нельзя почувствовать в этой жизни в этом мире.
- Автор обычно не только описывает события, происходящие с героями, но и ставит перед читателем те или иные вопросы.
У меня было достаточно много вопросов, на которые не было ответов.
- Зачем мы живём? Что нам нужно делать?
- Если Бог есть, и Он нас создал, то зачем? Что Он от нас хочет?
- Если Бог есть, и Он за нами наблюдает, то почему мы страдаем? Почему в мире есть несправедливость?
Проблема с ответами в материальном, безбожном обществе, заключается в том, что если даже кто-то предлагает ответ на один вопрос, то он не согласуется с другими вопросами, на них становится невозможно ответить.
Вот простейший пример. В Библии, в самом начале, в книге Бытие:
И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
— Библия, Бытие 1:27,28, синодальный перевод
Это отвечает на первые два вопроса, но полностью лишает возможности ответить на третий, ведь мы в конце концов умираем. Зачем?!
Другой пример.
Введём в нашу картину мира Сатану Диавола, искусителя, только и ждущего, как бы нам напакостить. Это ответит на третий вопрос, но тогда становится непонятным, зачем вообще всё это? Зачем нужно было создавать людей, чтобы они плодились и размножались, если потом создашь Сатану, который всё будет портить, и ты ничего не будешь с этим делать? В Библии есть одна книга, в которой Сатана появляется лично, и участвует в диалоге с Богом. Это происходит в книге Иова, главе 1 стихи с 6 по 12. С точки зрения обычного человека этот диалог совершенно омерзителен.
И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня.
— Библия, Иов 1:6-12
Возникает вопрос о намерениях Господа и к его отношению к живым существам.
Так что понятно, что с христианством у меня не сложилось. :)
Практически в каждом художественном произведении в жанре фантастики ставятся эти вопросы.
Обычно чем больше вопросов ставит книга, тем “умнее” она считается. Разочаровавшись в “мейнстримной” религии, я оставил попытки ответить на эти вопросы, живя полностью в “реактивном” режиме, просто принимая то, что ставила передо мной жизнь, обычно с глухой злобой внутри. В конце концов, у меня были две конкретные цели для начала: закончить школу, а затем закончить университет. До смерти же ещё далеко…
Знание, переданное в Ведах, отвечает на всё сразу, выстраивая полноценную картину мира. Не остаётся никакого места для непонимания. Это знание основано на чётвёртом вопросе, который я обычно не задавал: “что из себя представляет живое существо?”. Конечно же, мы теперь знаем ответ, который является первым, что сказал Кришна Арджуне на Курукшетре:
на тв эвахам джату насам на твам неме джанадхипах на чаива на бхавишйамах сарве вайам атах парам
— Кришна, БГ 2.12
По-русски:
Не было такого времени, когда бы не существовал Я, ты и все эти цари, и в будущем никто из нас не перестанет существовать.
— Шрила Прабхупада, перевод БГ 2.12
Ещё:
авинаши ту тад виддхи йена сарвам идам татам винашам авйайасйасйа на кашчит картум архати
— Кришна, БГ 2.17
Перевод:
Знай же: то, чем пронизано материальное тело, неразрушимо. Никто не может уничтожить бессмертную душу.
— Шрила Прабхупада, перевод БГ 2.12
Ещё:
на джайате мрийате ва кадачин найам бхутва бхавита ва на бхуйах аджо нитйах шашвато ’йам пурано на ханйате ханйамане шарире
— Кришна, БГ 2.20
Перевод:
Душа не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она нерожденная, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело.
— Шрила Прабхупада, перевод БГ 2.12
Ещё:
васамси джирнани йатха вихайа навани грхнати наро ’парани татха шарирани вихайа джирнанй анйани самйати навани дехи
— Кришна, БГ 2.22
Перевод:
Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные.
— Шрила Прабхупада, перевод БГ 2.22
Я любил фантастику, потому что этот мир, в котором нельзя метать огненные шары из ладони, и сражаться в космических кораблях с инопланетянами, я считал чем-то вроде мусорной кучи, незначительной и скучной. Вот где жизнь-то! Столько впечатлений, не то, что здесь.
Наслаждения
В Бхагавад-гите, главе 16, сказано:
асатйам апратиштхам те джагад ахур анишварам апараспара-самбхутам ким анйат кама-хаитукам
чинтам апаримейам ча пралайантам упашритах камопабхога-парама этавад ити нишчитах аша-паша-шатаир баддхах кама-кродха-парайанах иханте кама-бхогартхам анйайенартха-санчайан
Они говорят, что этот мир нереален, что у него нет основы, что нет Бога, который им управляет. Они заявляют, что мир возник из полового влечения и что у него нет иной причины, кроме вожделения.
Они убеждены, что главное для человека — услаждать свои чувства. Поэтому их до конца дней преследуют бесчисленные тревоги. Связанные путами сотен желаний, снедаемые вожделением и гневом, они неправедными путями добывают деньги на чувственные наслаждения.
“Простая жизнь, возвышенное мышление” считается “гниением в захолустье”. Все хотят чего-то добиться.
Упала целая гора с плеч, когда я узнал, что можно просто жить, и ничего не нужно “добиваться” в этой жизни.
Игры, эксплуатирующие зависть и жадность
Многие преданные пользуются ВКонтакте. ВКонтакте есть игры. Так получилось, что я не понаслышке знаю об истории компьютерных игр, и поэтому я могу рассказать, если интересно, о том, чем являются такие, с позволения сказать, “игры”, и насколько разрушительное влияние они оказывают как на взрослых, так и на детей.
Есть отдельный жанр компьютерных игр, которые традиционно по историческим причинам называются “ролевые”. Это - стопроцентная майа, майа в майе. Две характерных черты отличают игры этого жанра.
- Во-первых, игрок там контролирует некое своё “альтер эго”, некоторого персонажа в некотором вымышленном мире.
- Во-вторых, все возможные качества этого персонажа оцифрованы, имеют некоторую числовую оценку по какой-то шкале.
В зависимости от задумки авторов в такой игре может быть больший упор как на сложность истории, которая рассказывается про этого персонажа в этом вымышленном мире, так и на развитие характеристик персонажа. Оставим в покое истории. Развитие характеристик, то есть, грубо говоря, увеличение чисел на “экране персонажа”, иногда является единственной целью и смыслом игры! Это имеет невероятную притягательность. Мы с соседом по парте в университете как-то провели эксперимент над однокурсницей, которая до этого вообще не играла ни во что на компьютере. Мы посадили её за достаточно известную игру Diablo, в которой вообще ничего почти нет, кроме как развития персонажа путём щёлканья мышкой по экрану. Когда через некоторое время мы позвали её обедать, она сказала “сейчас-сейчас, вот ещё пару минуточек…”.
Сам игровой процесс там рудиментарный. Когда мама у меня спросила как-то, в чём заключается смысл этой игры, мне пришлось задуматься, а потом я ответил: “ну, здесь нужно побеждать монстров, чтобы развивать персонажа, чтобы… погоди, хм… получается, что для того, чтобы ещё эффективнее побеждать ещё более сильных монстров”. В тот день, возможно, я на шаг приблизился к осознанию фальшивости этого мира.
Все они эксплуатируют эту особенность и эту механику набора циферок на экране. Абсолютно все, без исключения. Ещё и деньги на этом зарабатывают.
Бхакти Вигьяна Госвами в своей лекции по БГ 12.15 в Минске в 2008 году сказал лучше, чем я когда-либо смогу сказать:
Человек думает, что “я должен наслаждаться всем”. И если кто-то наслаждается чем-то, это значит, что я этим не смогу наслаждаться. Поэтому когда я вижу, что у кого-то есть что-то, то я начинаю неприязненно относиться к этому человеку, потому что он отобрал у меня то, что положено мне по праву.
— Бхакти Вигьяна Госвами, Лекция по БГ 12.15 Минск 2008
Вожделение
The Supreme Personality of Godhead expanded Himself into many for His ever-increasing spiritual bliss, and the living entities are parts and parcels of this spiritual bliss. They also have partial independence, but by misuse of their independence, when the service attitude is transformed into the propensity for sense enjoyment, they come under the sway of lust. This material creation is created by the Lord to give facility to the conditioned souls to fulfill these lustful propensities, and when completely baffled by prolonged lustful activities, the living entities begin to inquire about their real position.
Верховный Господь распространил Себя во множество проявлений, чтобы испытывать всевозрастающее духовное блаженство, неотъемлемыми частицами которого являются живые существа. Они обладают некоторой долей независимости, но, когда они злоупотребляют ею, их желание служить Господу превращается в желание удовлетворять потребности собственных чувств, и они оказываются во власти вожделения. Господь создал материальный мир для того, чтобы дать обусловленным душам возможность попытаться удовлетворить свое вожделение; но, когда все их попытки заканчиваются неудачей, живые существа начинают вопрошать о том, какова их истинная природа.
— Шрила Прабхупада, комментарий к Бхагавад-гите, 3.37
В переводе говорится “когда все их попытки заканчиваются неудачей”, но прямой перевод “when completely baffled by prolonged lustful activities” - “полностью сбитые с толку продолжительной деятельностью, полной похоти”.
В БГ 3.36 Арджуна спрашивает Кришну:
О потомок Вришни, какая сила заставляет человека совершать грехи даже против его воли?
— Арджуна
На что Кришна ему отвечает:
кама эша кродха эша раджо-гуна-самудбхавах махашано маха-папма виддхй энам иха ваиринам — Арджуна
Шрила Прабхупада переводит это так:
The Supreme Personality of Godhead said: It is lust only, Arjuna, which is born of contact with the material mode of passion and later transformed into wrath, and which is the all-devouring sinful enemy of this world. — Шрила Прабхупада, перевод БГ 3.37
Что на русском языке озвучено преданными так:
Верховный Господь сказал: О Арджуна, эта сила не что иное, как вожделение, которое возникает под влиянием гуны страсти, а затем превращается в гнев. Вожделение — всепожирающий, греховный враг всех существ в этом мире.
— Шрила Прабхупада, перевод перевода БГ 3.37
Стоит обратить внимание на слово, которое использует Шрила Прабхупада и которое мы переводим как “вожделение”. Это слово lust, и все до одного махараджи в своих лекциях на английском языке используют именно его. У этого слова есть более приземлённое значение, имеющее вполне определённую окраску. Это значение - “похоть”. “Вожделение” по-английски можно сказать по-разному. Например, можно было бы употребить слово “desire”, “страстное желание” или “longing”, или “craving”, оба имеющие значение “страстное, тоскливое желание” с разными оттенками. Никакое из этих слов не содержит этой оскорбительной, уничижительной интонации, которую содержит слово lust.
Возможно, зная эту деталь, это настроение Шрилы Прабхупады по отношению к вожделению, поражающему живое существо в материальном мире, кому-то станет проще избавиться от материальных привязанностей. Личо мне это никак не поможет, так как все мои формы вожделения сводятся именно к такому значению слова lust.